ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ЮРТЫ

  • просмотры: 51 |
  • 27 | Август |2019

Внутреннее убранство юрты у тувинцев глубоко символично и отвечает представлениям кочевников о гармонии межличностных и общественных отношений. К примеру, каждому члену семьи, каждому гостю в юрте соответствует своё, определенное место, предписанное древними правилами.

Кочевой быт был строго регламентирован, рационален, а вещи были многофункциональны. Традиции установки юрты, размещение в ней вещей, порядок расположения людей в юрте – все подчинялось принципам самоорганизации. 

Пространство юрты условно поделено между животными 12-летнего цикла. В центре юрты под «хараача», т.е. под «небом», находится очаг, подобно солнцу. Вокруг него вращается жизнь. Огонь – частица солнца, от него свет, тепло, жизнь. Тувинцы почитали огонь как один из первоэлементов бытия: «от – чаяакчы» – огонь – творец. 

Самая удаленная от двери точка – дөр. Там стоят расписные сундуки – аптара, некоторые по форме напоминают маленький комод. Это «место мыши», согласно «животному» циклу. Она собирает и охраняет богатство семьи: серебро, золото, украшения, обереги, нарядную одежду, ткани, священные книги. Место перед сундуками – самое почетное. Сюда приглашают уважаемого человека по возрасту, по статусу, по благородству, в соответствии с «законом уважения к старшему». 

Приглашенный на дор садится на «олбук» – маленький коврик в позе «баскактанып» – подогнув под себя скрещенные ноги с приподнятыми немного коленями. В такой позе сидят только мужчины зрелого и солидного возраста и значительного статуса в обществе. Благородный человек благотворно влияет на других, приносит в юрту согласие, благополучие и удачу. 

Между сундуками и изголовьем кровати «место коровы» – это символ благополучия. Здесь садится хозяин юрты. Он – главный работник, кормилец, ответственен за настоящее и будущее семьи, ведь род ведется по линии отца. 

Рядом с отцом сидят сыновья. Это «тигры» – защитники чести и достоинства семьи, продолжатели рода. Они должны быть сильными, смелыми, независимыми как тигр. Им с детства выдается аванс доверия через закон уважения к мужчине. В присутствии людей более уважаемых отец и сын сидят в позе «сөгедектей», правая нога подогнута под себя, левая ставится на пол согнутой в колене. 

Середину кровати занимает «заяц», а перед кроватью сидят хозяйка юрты и ее дочери. Они должны сидеть в позе «сөгедектей» – только левую ногу под себя, правая нога согнута под углом, ступня на полу. Так легче было вставать, обслуживать гостей, мужа, отдавать распоряжения по хозяйству. Мать должна быть чуткой как заяц, глаза и уши всегда должны быть настороже. Она должна видеть, слушать и слышать, чувствовать и контролировать душевное состояние и поведение членов семьи. Должна быть кроткой и пугливой как заяц. И в таком же духе должна воспитывать своих дочерей. 

Между кроватью и буфетом – «үлгүүр» стоит полка, куда ставят воду в деревянной посуде, медный чайник, глиняную посуду. Это место «дракона» – улу. Это небесное существо, олицетворяющее воздух. Кроме огня здесь находятся все первоэлементы: воздух, дерево, вода, земля, металл. Здесь сидят женщины – существа, дающие жизнь. 

Под буфетом лежит «змея». Перед буфетом место приживалки, рабыни, служанки. Она коварна, как змея, у нее ядовитый язык, она завистлива и зла. Считали, что «сердце матери полно сострадания», а не рожавшая женщина не может быть эмпатичной, она не умеет сопереживать. Таких женщин остерегались. С ними нельзя враждовать, но и доверять тоже нежелательно. 

Дверь – «место лошади», она символ движения, перед дверью никому сидеть нельзя. 

Слева от двери – «место овцы». Зимой к решетке стены на этом месте привязывают молодняк скота, летом на стену подвешивают сырое мясо, которое покрывается пленкой и дольше сохраняется в свежем виде. Это место слуг, рабов, бродяг. Это сытное место. Каждого здесь обогреют, обласкают. 

На ветвистом суку висят арканы, уздечки, ремни – это символ дерева. На нем сидит «обезьяна» – мечи. Из всех животных 12-летнего цикла –это самое разумное существо. Но оно проказливо, непредсказуемо, любит внешний блеск, не замечает причинно-следственных связей, живет больше эмоциями. Это место занимает молодежь. 12 – летний ребенок должен уметь чутьем угадывать нужную форму поведения, он должен усвоить нормы и традиции общества и использовать их в повседневной жизни. «Аът болуру – кулунундан, кижи болуру – чажындан» (Коня видно в возрасте жеребенка, человека – с детства). 

На большие кожаные сумы – барба убирают матрацы – «кудус», одеяла – «чоорган». По аналогии с навьюченным волом, это сооружение называют «чүък» – вьюком. В барба хранится тараа – просо, арбай – ячмень, далган – мука, одежда по сезону и другие вещи. На вьюке живет «курица» – ранняя птица. Она не дает долго спать, требует, чтобы скорее убирали постельные принадлежности. 

Вьюк охраняет «собака» – верный помощник и спутник человека. 

Между вьюком и сундуками «место кабана» – хаван. Это трудолюбивое, неутомимое животное, символ сытости, здоровья, бодрости. 
Вдоль вьюка до сундуков сидят почетные гости мужского пола в соответствии с возрастом и статусом. 

Тувинская пословица гласит: «У недалекого человека глаза устремлены на дөр». Человек должен быть самодостаточным, объективно оценивать свои достоинства, недостатки, возможности, потребности.

«Ум народа ясен, как утренняя звезда».Народ по достоинству оценит каждого и каждому определит место в обществе. 

«Чаан оглу-даа түлээр, хаан оглу-даа түрээр» – 
(И слоненок линяет, и ханский сынможет впасть в нужду). 

И сирота может стать достойным человеком, и у благородных родителей могут вырасти непутевые дети. Всему своё время, жизнь всех рассадит по своим местам. 

О.М. Дамчай, Е.С. Уйнук-оол Культура традиционной тувинской семьи – Кызыл, 2014 – С.77-80

#тыва#тыва_төп#внутреннее_убранство_юрты#юрта#животный_цикл#центр_тувинской_культуры