КУЛЬТОВОЕ ТРОЕБОРЬЕ. ХҮРЕШ

  • просмотры: 51 |
  • 30 | Ноябрь |2021

Одна из целей проекта «Чоннуң сүлдези» является проведение культурно-просветительских мероприятий, направленных на воспитание и повышение культурного и творческого интеллекта детей и молодежи.

Для реализации этой цели проводятся мастер-классы для детей по национальным видам спорта – хүреш и стрельбе из традиционного тувинского лука. Широко известно, что в Туве издревле было популярно культовое троеборье. Три вида спортивных соревнований культового троеборья представляли собой сложно переплетенный клубок функций, направленных на достижение различных целей: культовых, политических, социальных, военных, семейных, экологических и т.д. По сути, в форме трех дисциплин игрищ проводилось отправление культов, посвященных: Солнцу – борьба хүреш; Дереву (роду) – конные соревнования или бега Маралов; Медведю (судьбе человека) – стрельба из лука. Культ появился во времена, когда духовная жизнь выражалась понятными человеку символами, заимствованными из окружающей природы.

Троеборье представляло собой культовое по содержанию “театрализованное действо” с заранее разработанной “концепцией” сценария, известными деталями постановки, но не результатом, который невозможно было предсказать. Можно предположить,что авторы культа этим хотели сформировать мнение у присутствующих в участии третьих сил, поскольку “победа” участника соревнований в отдельных видах всегда оценивалась как результат вмешательства Высших Сил. И сегодня, говоря, например, о причинах победы борца, тувинцы традиционно относят относят это к “вмешательству Высших Сил”, говоря: мөгениң Сүлдези бедик – “Сүлде борца высок”.

Троеборье, состоящее из борьбы, стрельбы из лука и скачек, по сути являлись принципами жизни носителей культуры. Оно должно было внушать каждому участнику событий: “Борись за жизнь. Если не будешь стремиться (как Марал) к Солнцу (лучшему), бороться за место в “раю” (Орел), то судьба (Стрела) неминуемо приведет тебя в “ад” (к Медведю)”.
Первой сразу после молений, традиционно проводилась борьба хүреш, затем конные бега и в завершение – стрельба из лука. Борьбу хүреш сопровождал танец Орла, исполняемый всеми борцами перед схваткой, победителями – после нее. Танцем Орла борцы имитировали полет птицы. Победителю полагалась награда. В недавнем прошлом единственным призом за победу в схватке были кусочки сыра быштак, которые вручал представитель власти или священнослужитель. Победитель, в соответствии с обычаем, должен был, попробовав немного сыра, оставшуюся часть отдавать, подбрасывая высоко вверх, многочисленным птицам, парящим над толпой собравшихся на праздник людей.

Все виды троеборья и сегодня сопровождаются горловым пением. Горловое пение тувинцев подразделяются на три основных стиля разного регистра: сыгыт (высокий регистр), хөөмей (средний) и каргыраа (низкий регистр). Каждый вид соревнований был связан с определенным стилем горлового пения. Стиль сыгыт является подражанием “крику Орла”. По мнению старейшин, исполнением горлового пения в стиле сыгыт “собирали” Орлов (либо птиц, их замещающих) “посмотреть” на схватки борцов, “разделить с ними радость победы”, заключенную в кусочках ритуальной “белой пищи” – сыра быштак, которую борец получал за свою победу и делился ею с орлами. Это была необычная и достойная форма жертвоприношения, поскольку Орлу доставался не просто кусочек сыра, а “награда за победу в схватке”, т.е. часть удачи, которую он обязан был донести Солнцу. Уникальная форма жертвоприношения, достойная Орла и Солнца.

Источник:
Даржа В.К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. Кызыл, 2016. – с. 167.