ОБРЯД САҢ САЛЫР

  • просмотры: 51 |
  • 30 | Ноябрь |2021

Издревле тувинцы возжигали ритуальные костры саң в знак благодарности и уважения духам-хозяевам. Обряд «саң салыр» является древним, потому очень важной и особой частью празднования Шагаа.

Под обрядом «саң салыр» понимается возжигание ритуального костра, место установления которого предварительно тщательно очищается. Его, как правило, устанавливают на возвышенном и чистом месте, на восточной стороне. Дрова или палочки, которые берутся для костра, должны быть ровными и чистыми. В зависимости от местных традиций, складывают их по-разному: одни в виде четырехугольника, другие в форме пирамиды.

Саң салыры делали следующим образом: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливали три больших камня и на них устраивали жертвенный костёр, на который кладут ветку можжевельника – артыш. Его используют во многих ритуальных действиях, поскольку ему приписывают особые свойства, главное из которых – очищение. На костёр кладут артыш, затем чем дээжизи — самую почетную и лакомую часть принесённой белой пищи. Все эти действа воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. При этом обязательно обходили три раза жертвенник саң салыры произнося йөрээлдер – благопожелания, и просили благополучия в наступившем году.

Процессию, состоящую из мужчин, возглавлял самый старший человек в данном сообществе (аале, семье и т.д.) или священнослужители – буддийские монахи.

Во время отсутствия мужчин, женщины совершали около своего жилища «биче саң салыр» – малый обряд возжигания ритуального костра для кормления духа-хозяина домашнего очага. Женщины обходили три раза свой жертвенник саң салыры, читая благопожелания, окропляя землю молоком с помощью ритуальной ложки — тос карак.

Источник: Конгу А.А. Ритуально-обрядовые действа во время Шагаа// Шагаа: истоки и традиции. Материалы круглого стола, посвященного празднику Шагаа. Кызыл, 2015. – 95 с