Газета “Плюс-Информ”. Гарик Сукачев: Пока это только идея – фильм о Туве
Газета “Плюс-Информ”. Какими ремеслами помогут овладеть в центре тувинской культуры?
Газета “Плюс-Информ”. Хоомей – экстремальный вид искусства
Газета “Плюс-Информ”. Гарик Сукачев: Пока это только идея – фильм о Туве
Гарик Сукачев: Пока это только идея – фильм о Туве
- 21 июля 2018
| - 731
| - Общество
|
«Вот такая погода! Отличные дороги! Замечательные люди! Красота неописуемая, Горный Алтай — это прямо вау!» – такими впечатлениями делятся герои документального фильма «Все, что во мне», режиссером которого выступил популярный рок-музыкант Гарик Сукачев. Год назад, когда фильм вышел в свет, один из друзей автора киноленты не менее известный рок-музыкант Альберт Кувезин тогда сказал: «Алтай, Чуйский тракт – это хорошо, но тебе надо обязательно приехать к нам и снять кино о Туве!»
И вот Игорь (Гарик) Иванович и его друзья из клуба «Харлей Дэвидсон» приехали на своих байках в наш край.
В Туву на байке
В творчестве Гарика Сукачева довольно много известных и любимых народом песен, многие из которых приобрели наибольшую популярность в наши дни именно в его исполнении. Ну кто из нас не знает такие шлягеры, как «Моя бабушка курит трубку», «А я милого узнаю по походке»? Да абсолютно все, даже если ты не являешься поклонником его творчества, то не заметить деятельность советского и российского рок-музыканта, поэта, композитора и актёра, режиссёра театра и кино, сценариста, телеведущего ну просто невозможно. Словом, Гарик Иванович в той или иной области знаком каждому.
Поэтому одного из самых известных «хулиганов» отечественной сцены прямо на подступах к Кызылу встречала делегация из представителей самых разных поколений: музыканты, байкеры и просто поклонники рок-музыки.
10 июля Гарик Сукачёв в окружении друзей-единомышленников из Красноярска, Новосибирска и Абакана приехал в столицу Тувы верхом на байке «Harley-Davidson» прямиком из Хакасии. Стих рев мотоциклов, веселые и немного уставшие гости Тувы с удовольствием выпили чая с молоком. «А это что, это мне?» – спрашивал Игорь Иванович, когда ему преподнесли кадак, и поблагодарил за подарок. «Хулиган» в жизни оказался довольно добродушным, даже степенным, этаким «свойским парнем», поэтому встреча получилась вполне себе дружеской, будто бы родственники встречали после долгого путешествия близкого человека.
Спустя 30 лет…
А ехал этот самый близкий человек в Туву довольно долго. Как признался сам музыкант, с Альбертом Кувезиным они давние друзья, познакомились в далекие 90-е на фестивале «Рок чистой воды». «Тогда у нас, музыкантов, каждое утро начиналось с горлового пения Алика, мы просыпались, шли на зарядку, завтракать, так и подружились, потом даже несколько раз записывались вместе», – рассказывал Игорь Иванович журналистам. По словам Гарика Сукачева, Альберт Кувезин приглашал его в Туву при каждой их встрече. «Получается, вы к нам тридцать лет ехали?» – засмеялись представители местных СМИ. «Но я же все-таки приехал!» – миролюбиво заметил рок-музыкант. И приехал, как выяснили обступившие Игоря поклонники и корреспонденты, не просто так – местные достопримечательности посмотреть. Хотя от вида завораживающей красоты, которую наблюдали байкеры по дороге в Туву, они остались под большим впечатлением. «Фантастические виды!» – восхищённо говорил Гарик Сукачев. Рассказывая о цели визита, музыкант пояснил, что не так давно он снял документальный фильм о путешествии по Алтайскому краю, приуроченный к 300-летнему юбилею Чуйского тракта. Вполне возможно, что итогом поездки в Туву станет создание фильма о нашем крае, пока это только идея, а не конкретная цель. Так что нынешний ознакомительный визит рок-музыканта можно назвать разведкой боем.
Пока гости знакомились с национальной тувинской кухней, музыкант группы «Ят-Ха» Шолбан Монгуш рассказал корреспонденту, что приезд Гарика Сукачева в Туву вполне логичен. В своем фильме «То, что во мне» автор использовал не только алтайские и свои музыкальные произведения, но и кавер-версию тувинской «Песни табунщика». Шолбан Монгуш объяснил, что это микс из двух музыкальных произведений, американской и тувинской песен. «Мы записали его в 2015 году в студии звукозаписи Центра тувинской культуры и выложили в интернет. А позже с нами связались представители продюсерского центра, занятого в съемках документальной ленты об Алтае, и сказали, что Гарику Сукачеву понравилась эта композиция», – рассказал музыкант группы «Ят-Ха». Так симбиоз двух песен в исполнении ансамбля «Тыва» и Энрике Угалде – американского друга и коллеги творческого коллектива, «путешествовал» вместе с Гариком Сукачевым по Горному Алтаю. «Вполне возможно, что после визита Игоря Ивановича в наш край появится еще один фильм, теперь уже о тувинской земле, о нашей культуре, музыке, горловом пении и традициях», – предположил Шолбан Монгуш.
Ковбой и табунщик
В день приезда гости в Национальном музее Тувы любовались на золото скифов. А после отправились в Центр тувинской культуры, где их встретил большой коллектив Тувинского национального оркестра и артисты фольклорного ансамбля «Тыва». Музыканты исполнили для гостя тувинские народные песни «Тооруктуг долгай тандым», «Доруг-Дайым», а также великолепную композицию «Эне-Сай» Владимира Серен-оола и Надежды Куулар. Гости были в восторге, особенно им запала в душу последняя композиция. После небольшого концерта байкеры клуба «Харлей Дэвидсон» начали поиски этой песни в интернете. «Сильная вещь!», «Отрыв аорты», «У меня что-то к горлу подступило, когда вот так с надрывом запели», – делились впечатлениями гости. Конечно же, Гарик Сукачев познакомился с артистами ансамбля «Тыва», которые для него исполнили ту самую «Песню табунщика». Рокер сказал, что давно хотел воочию увидеть этих ребят. Аудио версия, конечно, не идет ни в какое сравнение с живым исполнением. «Я бесконечно рад знакомству с вами!» – пожав руки артистам ансамбля, сказал рок-гость.
Как рассказали корреспонденту сами артисты, кавер-версия «Песни табунщика» появилась давно, когда только сам Центр тувинской культуры начал свою деятельность. Их друг рок-музыкант Энрике Угалде регулярно приезжает в Туву, играет практически на всех инструментах, отлично исполняет горловое пение. «Однажды он начал напевать красивую песню. Я спросил, что это за произведение?» – рассказал Заслуженный артист РТ хоомейжи фольклорно -этнографического ансамбля «Тыва» Начын Чооду. Оказалось, что это песня известного американского певца и композитора Джонни Кеша. Музыканты начали импровизировать, пытаясь совместить в единое музыкальное произведение две песни. Спелись довольно быстро, в итоге получился красивый динамичный микс. С ним артисты ансамбля «Тыва» и Энрике выступали на Устуу-Хурээ, в Америке, исполняли совместно с ансамблем «Алаш» и Национальным оркестром РТ на различных мероприятиях в Туве.
Уже не станешь прежним
К слову сказать, в этом году единственный ансамбль в Туве, который назван именем республики и на протяжении долгих лет сохраняет исполнительские традиции тувинского горлового пения, отметит свой 30-летний юбилей. Творческий коллектив, являющийся, без преувеличения, брендом Тувы, планирует пригласить на свой праздник всех артистов из прежних составов легендарного ансамбля «Тыва», тех, кто стоял у истоков его создания и поднял искусство исполнения хоомея на небывалый уровень.
Стоит сказать несколько слов о самом фильме Гарика Сукачева, который был снят по заказу Первого канала при поддержке Русского географического общества (РГО). Это история о человеке, который отправился в путешествие, руководствуясь старым советским путеводителем, найденным на улице. Он оседлал своего железного коня и отправился в один из самых красивых и загадочных уголков своей родины – на Алтай. Там его ждали интересные встречи, экзотические обряды и мистические откровения. В одном из интервью автор фильма признался, что много лет хотел снять фильм об Алтае, о Чуйском тракте. Все началось с Шукшина – хотелось увидеть, где он родился, увидеть его родину, Алтай, своими глазами.
А самое главное, что после просмотра фильма многие, кто не бывал на Алтае, судя по откликам в интернете, загорелись желанием отправиться в путешествие. «Вдохновившись фильмом, на следующий день мы рванули по Чуйскому тракту, до монгольской границы. Впечатлений море, природа необыкновенная, надеюсь, многие, посмотрев ленту, захотят воочию это увидеть. И у меня предложение, а не замахнуться Гарику на цикл фильмов, ведь столько красивых мест в России!» – написал в соцсетях пользователь Виктор Захаров.
А ведь, и правда, идея хороша. Вполне возможно, что данная идея воплотится в жизнь и Гарик Сукачев за рулем своего «Харлея» отправится во второе путешествие по нашему краю, точно также, как по Чуйскому тракту, и станет главным героем и режиссером новой картины. Фильм о Туве может раскрыть для остальных людей весь туристический потенциал республики. Это стало бы одним из тех путешествий, пережив которое, человек уже не сможет быть прежним.
Н. Черноусова
Газета “Плюс-Информ”. Какими ремеслами помогут овладеть в центре тувинской культуры?
|
|||
24 декабря 2018 г. | 474 просмотра | 0 комментариев | |||
Как-то уже писал про интересные места в городе, где можно чему-нибудь научиться детям и молодежи, и сделать это с хорошим настроением. И вот обо всем этом. Дело в том, что недавно я сделал для себя небольшое открытие. Лично я не знал, но, может, вы знали, что в Центре Тувинской Культуры не только можно глядеть на музейные экспонаты и смотреть этнические концерты, там еще можно овладеть каким-нибудь ремеслом, азами мастерства, исконно популярного среди тувинцев с самого рождения. Например, стрельба из лука, или горловое пение, или резьба по камню, там есть еще много чего. Довольно интересно мне было пообщаться с работниками Центра, и вот сейчас хотелось бы всеми моими наблюдениями поделиться. Почему бы и нет, думаю я. Ну, чему там, собственно, учат? Как оказалось, многому. Людмила Даш, начальник учебно-методического отдела, поделилась со мной некоторой информацией и охотно провела небольшую экскурсию. В общем, ЦТК проводит мастер-классы, кружки и семинары, исключительно на традиционные темы. На базе их Центра работают три педагога, которые обучают игре на музыкальных инструментах, таких как игил (двухструнный смычковый инструмент), традиционный дошпулуур (двухструнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом, обтянутым с обеих сторон кожей), бызаанчы (четырехструнный смычковый инструмент), и хомус или варган (щипковый языковой инструмент). Как сказала Людмила Даш, на эти музыкальные курсы ходят люди от пятнадцати до тридцати семи лет. И ребят ходит много, особенно в последние года два, в связи с увеличением интереса к национальной культуре. Недавно записались обучаться игре на традиционных тувинских инструментах два мальчика, семи и восьми лет. С восьми лет набирают и группы на обучение тувинскому горловому пению – хоомею. Преподаватели, обучающие игре на национальных инструментах, прошли здесь же курсы по созданию национальных музыкальных инструментов – во дворе ЦТК находится большая, красивая мастерская, где работает и обучает работе с деревом местный плотник. Для желающих обучиться игре на чем-либо мастер проведет мастер-класс. В этой же мастерской мастер создает тувинские луки и стрелы. И весной следующего года здесь будут этому и обучать. И здесь же, на первом этаже, Сат Орлан обучает камнерезному искусству.Резьба по агальматолиту – часть национальной культуры, и она тоже не забыта. Работы ребят выставляются на всевозможные фестивали и конкурсы по всей стране. Для мальчиков Вообще, ЦТК желает возродить культуру традиционного троебория в Туве. И популяризовать национальных игры. Это конные скачки – умение сидеть в седле, очень важное для тувинского мужчины, говорит Бадыраа Шурума – начальник организационного отдела. Еще сюда входит стрельба из лука верхом на лошади и национальная борьба. В теплое время года ЦТК проводил на стадионе «Хуреш» бесплатные занятия по этим дисциплинам для всех желающих. В этом году на базе ЦТК провели практический обучающий семинар по изготовлению элементов традиционной юрты. Для девочек Центр открывает набор на трехмесячные курсы по шитью женской национальной одежды, где на данный момент получили сертификат уже пять девушек. Недавно открылся курс по обучению технологии пошива и изготовления национальных головных уборов – их три вида: охотничья шапка, церемониальный головной убор и повседневный традиционный. «Молодежь все больше интересуется тувинскими традициями, и это подстегивает нас на расширение своей сферы обучения», – говорит Людмила Даш. Девочки с десяти до пятнадцати лет могут записаться на кружок по художественному вышиванию узоров на одежде. Волонтеры и студенты В конце марта этого года на базе ЦТК открыли школу волонтеров, где на данный момент уже больше восьмидесяти человек. Там ребята получают навыки в проведении культурно-просветительских мероприятий, концертов и прочее. У молодых специалистов потом будет шанс самим организовывать мероприятия. Те ученики, которые преуспели в том или ином занятии, выезжают вместе с ЦТК в кожууны, в оздоровительные лагеря и дают двухдневные мастер-классы ребятам, которые не имеют возможности обучиться навыкам в самом Центре. Студентов обучают обряду приветствия – чолукшууру. «На этих занятиях они изучают историю этого обряда, как его проводить, какие слова говорить. И потом, когда ребята уезжают в другие города, они представляют нашу Туву именно с помощью такого обряда», – поясняет Людмила Даш. Работа со школьниками В прошлом году сотрудники ЦТК ездили по школам и обучали детей игре в тувинские шахматы – кажык, метанию колец в мишени – заарканивание лошади. И в 2017 году у них проходил городской турнир среди школьников по бычьим шахматам «БУГА-ШЫДЫРАА», где дети в режиме реального времени проходили обучение этой игре, потом играли, а победителей по городу награждали здесь, в Центре. Причина, по которой я вообще пошел в Центр Тувинской Культуры и сейчас пишу об этом – банальный сбор материалов по теме «Досуг молодежи». Мне хотелось узнать, чем могут заняться дети и взрослые в свободное время у нас в городе и при этом без праздности. Повторюсь, лично я не знал, что в ЦТК чтят и пропагандируют национальные традиции. Приятно сознавать, что дети искренне еще интересуются родной культурой, что ради обучения горловому пению, ребята бросают сигареты, переходят на правильное питание и делают это для того, чтобы поддерживать работу связок. По мнению работников ЦТК, мероприятия, которые они проводят для детей, не только занимают свободное время школьников, подростков, но и помогают им влиться в общество, учат общаться. Это я об обучении организации мероприятий – где еще такому можно научиться?
|
|||
|
Газета “Плюс-Информ”. Хоомей – экстремальный вид искусства
Хоомей – экстремальный вид искусства
- 28 июня 2018
| - 1314
| - Общество
|
Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», который состоялся уже в седьмой раз, – это не только и не столько исполнение хоомея музыкантами разных стран, это, в первую очередь, обсуждение разного рода проблем. Казалось бы, какие проблемы могут быть? Исполняй хоомей, овладевай разными стилями – вот и все. Но, как оказалось, сложных и спорных вопросов накопилось очень много.
Музыканты и исследователи
Первым выступлением можно назвать поздравление Главы Тувы Шолбана Кара-оола. Да, он не владеет искусством хоомея, но гордится тем, что «вырос на хоомее». «Хоомей притягивает как магнит», сказал он, и долг ученых – осмысление древнего искусства. Вот с осмыслением и связаны задачи симпозиума.
На открытии Каадыр-оол Бичелдей, исполняя обязанности модератора, сказал, что мечтает о том времени, когда число музыкантов и число исследователей на симпозиуме будет одинаковым. Потом эта же мысль повторялась несколько раз в разных вариантах, и на завершающем этапе симпозиума прозвучало, что исследователями должны стать сами музыканты. Министр культуры, а заодно и знаменитый хоомейжи Алдар Тамдын высказал свою мечту: чтобы среди серьезных исследователей хоомея был хоть один музыкант. Это не в «нагрузку» к музыке и не потому, что ученых мало. Просто кто же сможет лучше всего разобраться в звукоизвлечении и других аспектах, как ни сами исполнители горлового пения!
Кстати, на нынешнем симпозиуме это уже начало реализовываться. Шон Куирк, «тувинец американского происхождения», сделал свой первый, пока еще небольшой доклад.
Основные проблемы хоомея можно условно разделить на несколько групп. Есть проблемы теоретические, например, создать записи для нотирования музыки. То есть, создать возможность записывания звуков хоомея на бумаге, как и другую музыку. Еще далека от совершенства терминологическая база – это тоже важно.
Другая группа проблем – практическая. В первую очередь говорили о создании Академии Хоомея. Но для академии как раз и важно определенное количество исследователей: музыкантов, культурологов, медиков. К практическим же проблемам можно отнести мероприятия, обеспечивающие здоровье хоомейжи. Врач Светлана Сарыглар назвала хоомей экстремальным видом искусства – давление, нагрузки на легкие – серьезно сказываются на здоровье. Когда будет создана академия, то легче будет решать и практические и теоретические задачи развития хоомея.
Но есть и еще одна группа проблем – глобальные. Хоомей держится на тувинском языке и тувинской культуре. Дети, которые не изучают тувинский язык, не смогут овладеть горловым пением. Как говорили на симпозиуме, звуки, которые выходят из горла – это просто звуки. А хоомей – выражение души. Не будет погружения в тувинскую культуру, тувинские традиции – не будет хоомея. Если не учить горловому пению с детства, то этот вид искусства будет вырождаться.
Почти половина населения республики живет в городе. А в городах с традициями как-то не очень… К тому же 19 июня этого года депутаты Государственной Думы проголосовали за принятие поправок в закон об образовании. То есть – за добровольное изучение государственных языков республик России. Новый закон может создать проблемы с овладением тувинским языком: добровольно – значит не обязательно. А если что-то делать не обязательно, то этого можно и не делать. Конечно, есть выход и из этой ситуации, но тут уже много работы не для участников симпозиума, а для Правительства Тувы, для Министерства образования.
Интересными и содержательными были все доклады, хотя некоторые трудны для восприятия неспециалистам. Например, Галина Сыченко рассказывала о проблемах нотации, обучения и изучения горлового пения. То, что «в стиле сыгыт, как и в других стилях, формирование обертоновской мелодии напрямую коррелирует с артикуляцией исполнителя» – это, без сомнения, интересно искусствоведам. А вот то, что она обнаружила, изучая хоомей, – интересно будет всем. А нашла она ни много ни мало, как подлинные записи Анохина, который собирал фольклор еще в 1909 году. Более ста лет назад он записывал каргыраа на Хемчике, сыгыт в местечке Ак-Суг. Конечно, звукозапись была тогда еще очень несовершенной, но искусство исполнителей – неоспоримо. А это дает возможность еще и проследить, как развивался хоомей на протяжении века.
Копии записей она подарила исследователям Тувы, а заодно рассказала, где можно найти подлинные записи Аксенова, который тоже изучал музыкальное искусство. Об этом она говорила на открытии симпозиума. А на закрытии сказали уже о принятых мерах: директор национального музея Каадыр-оол Бичелдей отправил одного из сотрудников с поручением обменять, выкупить, в общем, любыми способами приобрести эти записи для нашего музея. Посылать «гонца» со столь трудной задачей, наверное, немного жестоко – не воровать же в самом деле музейные экспонаты, если их не захотят отдавать! Но это действительно очень важно – иметь не только копии, но и оригиналы. Они, конечно, не золото скифов, но подлинное золото искусства Тувы.
Были и другие открытия, связанные с фольклором, причем, не только тувинским. Но об этом, как и об обряде на Оваа Хоомея, в следующий раз.
И. Качан