Истоки любого праздника, в том числе и новогоднего, издревле связаны с сакральными действами, призывающими здоровье, благосостояние и богатство. Отсчетом для таких действий служили сезоны года, связанные с получением урожая, приплода или нагула скота, т.е. праздники были непосредственным образом связаны с хозяйственной деятельностью того или иного этноса.
У тувинцев издревле также существовал свой календарь, основанный на особенностях хозяйства, что отразил Л. П. Потапов в своей работе «Очерки быта тувинцев». Несомненно, что предки тувинцев, как и все кочевые народы празднование нового года подводили к рубежу осенне-зимнего сезона, когда накапливались запасы продовольствия, в том числе и молочные продукты, называемые тувинцами «ак чем» – «белая пища». Выделение белой пищи увязывают именно с его цветом, наделенным сакральным содержанием – чистотой, и безусловно – богатством и сытостью. Связь нового года с понятиями «белая пища», «белые помыслы» или даже «снег» отмечен практически у всех тюрко-монгольских народов. В любом случае, новый год – это завершение прошлого (в котором, возможно, были трудности и сложности) и начало «белого» – чистых помыслов, чистых отношений между людьми. Вторым аспектом «белого» является призыв богатства, здоровья и благополучия, для чего собственно новый год и проводился. Но празднование нового года осенью являлось наиболее архаической формой, непосредственно связанной с хозяйственной деятельностью кочевых народов.
В последующем, как и все народы Восточной и Центральной Азии тувинцы приняли китайский календарь, основанный на лунно-солнечном измерении. Он является наиболее древним, возникшим еще во II-ом веке до нашей эры. Согласно лунно-солнечному измерению новый год приходится в среднем на февраль, однако бывают годы, когда выпадает на конец января, а то на начало марта. Это связано с тем, что китайская система измерения учитывает чередование фаз луны и согласно этому новый год приходится на первое число первого лунного месяца. Это означает, что начало месяца приходится на новолуние, а середина на полнолуние. Лунный год равняется 354, 36 суткам, солнечный – 365, 25 суткам. Для ликвидации накапливающегося в течение нескольких лет несоответствия между лунным и солнечными календарями (это делается для соединения ритмов солнца и луны), каждый третий год вводится третий дополнительный месяц. Помимо этого китайский календарь естественным образом вписывается и в двенадцатилетний животный цикл.
Что касается празднования Шагаа тувинцами, то сложно сказать с какого конкретно времени они стали отмечать новый год по-лунному календарю, основанном на 12-летнем животном цикле, однако понятно, что через тюрков и уйгуров он был известен еще с периода тюркских каганатов. Что касается официального празднования Шагаа, то с большей долей вероятности это можно отнести к последней волне принятия тувинцами буддизма – к 18 веку и тем более, к периоду вхождения тувинцев в состав Цинской империи, в которой все стороны жизни были строго регламентированы. Об официальном праздновании Шагаа в 1861г. свидетельствуют материалы центрального государственного архива. Суть праздника – провод прошлого года и встреча нового – остались прежними. Однако во внутреннем содержании произошли коренные изменения. Так, подготовка к нему и сам новый год, были увязаны не только с лунно-солнечным календарем, гармонично вклинившим в себе 12-летний животный цикл, но и буддийские праздники. Например, 29-ое числа по лунному календарю связано с Защитниками буддизма, называемыми тувинцами Сагыызыннар, 30 число – с Буддой Шакьямуни. Эти дни стали пониматься тувинцами как «бүдүү» – канун нового года, и связываться с очистительными действиями, чисткой одежды, утвари, жилища и пр. Естественно, это было также и очищением помыслов людей. Здесь следует отметить, что сведущие в буддизме люди – священнослужители или верхушка общества – нойоны, 29 и 30 числа встречали уже как настоящий канун нового года – в молебнах, просьбах и т.д. Простым людям не возбранялось это делать и 30-го числа, чем собственно они и занимались.
Другой традицией, непосредственно связанной с буддизмом, является стремление людей не ложиться спать, поскольку полагали, что в новогоднюю ночь свои владения будет объезжать Защитница буддийской веры, тибетское название которой Палден Лхамо, и примет спящего человека за мертвого.
Источник: Донгак С. Ч. Некоторые исторические и астральные аспекты Шагаа. Шагаа: истоки и традиции. Материалы круглого стола, посвященного празднику Шагаа. Кызыл, 2015г.