Тувинцы впервые укладывали новорожденного в колыбель (кавай) только после отпадения пуповины. У локальных групп тувинцев места хранения отпавшей пуповины различались. Западные тувинцы «пуповины зашивали в маленький мешочек из шелка и подвешивали к колыбели… В зависимости от пола новорожденного выбирали цвет шелковой материи для мешочка, в котором хранили пуповину. Для девочки это только красный цвет, для мальчика – синий.
Южные тувинцы «пуповины родившихся детей хранили в главном аптара – деревянном шкафчике (стоящем возле изголовья кровати)». Хранению пуповины отводился специальный обряд. Его исполнял кто-било из старших родственников, пользующийся всеобщим уважением и имеющий здоровых детей. Обряд проводился так. Сначала окуривали можжевельником колыбель, таким образом изгоняя злые силы. После этого исполнитель обряда подвешивал пуповину к колыбели. При это произносил, например, следующее благопожелание:
Езулуг иениң төрээн төлүнүң,
Чогуур үезинде дүшкен хинин
Ус-кушкаш уязынга сагылдап,
Шыгжап берип тур мен
Моон соңгаар доктааган хини
Борта хүндүлеп, шыгжап чор.
Салгалы хөй болзун,
Салымы эки болзун!
___________________________
У дитя, которое родила настоящая мать,
Вовремя выпавшую (его)пуповину
Кладу в гнездо птицы,
Сохраняя здесь.
С этих пор выпавшую пуповину
Храните здесь, оберегайте ее.
Пусть будет много потомства,
Пусть судьба будет счастливой!
Этот обряд, сопровождающий его текст выполняют охранительные действия, которые ограждают ребенка от нежелательных явлений. Иносказательное выражение «кладу в гнездо птицы» объясняет, что колыбель – кавай – сравнивали с гнездом птицы, называя ее также ус кушкаш уязы. Возможно, в тувинской традиции, как и в якутской, «это связано с тем, что душа ребенка представлялась в виде птички». В современном тувинском языке это слово утрачено. Например, в якутском языке колыбель называют «бисик» или «ого уйата», «гнездо ребенка». Сохранилось представление о том, что, сохранив пуповину ребенка надлежащим образом, содействуют его здоровью и счастью в предстоящей жизни.
За последние годы во многих отдаленных от центра тувинских селах построены больницы, фельдшерские пункты, поэтому большинство родов происходит в медицинских учреждениях. Вследствие этого из родильного цикла исчезли обычаи, связанные с последом и пуповиной, которые в прошлом не выбрасывали, а «сохраняли» в определенном месте.
Алган дөзү: Обрядовая поэзия тувинцев: структура и семантика. Юша Ж.М. Новосибирск, 2009.