ШАГАА – ТУВИНСКИЙ НОВЫЙ ГОД

  • просмотры: 51 |
  • 30 | Ноябрь |2021

Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока: китайцы, вьетнамцы, тибетцы, монголы, буряты, тувинцы и другие. В некоторых странах он и сейчас является официальным праздником и проводится ежегодно по лунному календарю в первой половине февраля.

Шагаа – тувинский Новый год. Это самый значительный праздник тувинского народа, праздник в честь благополучного исхода зимы. «Хоть молодых спроси, хоть старика – нет радостнее праздника Шагаа», – писал народный поэт Сергей Пюрбю.

Дети ожидали праздник с особым нетерпением. Они по диску видимой части луны считали оставшиеся дни. Эти дни быстро проходили в предпраздничных хлопотах и играх, поэтому январь называли «детским», «небольшим месяцем счета детей».

Кроме лунного, использовался деревянный календарь. Луч солнца, проникая через дымоход, падал на деревянную решетку юрты. За два месяца до Шагаа с правой стороны юрты, около постели, всегда в одно и то же время – в полдень – отмечали ножом на решетке, где остановилась тень. Короче становился день – тень поднималась, день возрастал – тень опускалась. По зарубкам определяли день Шагаа. При этом грубая ошибка исключалась вследствие постоянного положения юрты.

В середине зимы ламы определяли день Шагаа по специальным книгам, «счетчикам» – санакчы.

Хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье, поэтому к Шагаа тщательно готовились. Шагаа носит ярко выраженный народный характер. Самыми уважаемыми были люди трудившиеся во время праздника – народный избранник – вожак и пастух (его профессия у тувинцев-скотоводов ценилась особенно высоко), а также глубокие старцы (народная традиция почитания старейших лежит в основе культа предков).

Если возникали какие-либо затруднения, обращались к самому уважаемому, старшему или самому богатому человеку в аале. Предпочтение отдавали богатому, т.к. в юрте должен был состояться общий, аальный праздничный пир. На время Шагаа он становился вожаком. Вожак должен был знать порядок проведения Шагаа, обряды, благословения; высоко ценилось умение свободно импровизировать, говорить образным стихотворным языком. Один, в зимнее время, немногочисленный аал не мог достойно отпраздновать Шагаа. Поэтому аалы, расположенные по соседству и примерно равные по степени богатства, заранее договаривались о совместном праздновании.

Юрты одного аала всегда встречали Шагаа вместе. «Приготовил ли ты продукты к Шагаа? Встретишь ли ты гостей с почетом?» – такие разговоры можно было услышать даже осенью. В октябре – ноябре, сразу после перекочевки на зимовку, пока скот упитанный, каждая зажиточная семья забивала двух-трех отгульных, самых крупных баранов или несколько кастрированных козлов, быка, яка или коня.

Источник: Г. Н. Курбатский // Тувинские праздники. Историк-этнографический очерк. Кызыл, 1973. – С. 80.