Субурган (санскр. – ступа) – особые культовые сооружения, представляющие собой постамент в форме пирамиды, сложенной из плоских каменных плит. Субурган восходит к погребальным сооружениям древности. Буддийская традиция придала этим культовым сооружениям новое значение. Так, первые восемь субурганов были построены после смерти Будды и сожжения его тела, прах от которого был поделен на восемь частей и захоронен в восьми субурганах, расположенных в памятных местах, связанных с деятельностью Будды в его земной жизни. В данном случае число восемь выступало как символ восьмеричного пути спасения, предложенного самим Буддой. Вслед за субурганами в честь Будды стали сооружать их в честь различных буддийский святых. По своему значению субурганы могли быть реликвариями и мемориялами. В Тибете и Монголии получили распространение субурганы – мемориалы, которые обычно ставились на местах захоронения тех лиц, которым они были посвящены.
Как ритуальное сооружение, субурган в ламаизме полисемантичен. Во-первых, он символ космического тела Будды; во-вторых, он один из символов суверенитета идеального монарха чакравартина, усвоенного буддизмом из индийской традиции.
В буддийской традиции субурган часто рассматривается и как модель мирового дерева и соответственно вертикальная модель вселенной, состоящая из трех основных частей: фундамента, центрального куполообразного сооружения и навершия над ним. Фундамент ассоциируется с Нижним миром, база купола – со с Средним, сам купол – с небесным сводом, а шпиль, венчающий все сооружения, осмысляется как ось мира или мировое дерево на вершине горы Меру.
Оставаясь неизменными в своих основных чертах и типологических особенностях, ступы приобретали в каждой стране свой характерный облик в зависимости от местных строительных и художественных традиций.
В комплексах тувинских монастырей субурганы иногда символизировали стороны света. Следовательно, при каждом хурээ полагалось в таком случае сооружать четыре субургана, но подобная целостная система часто нарушалась в силу некоторых обстоятельств.
Графические изображения субурганов часто встречались на культовых предметах, в частности, на одной из связанных лопаток марала, а на другой стороне писали текст какой-нибудь молитвы. Рисовали субурганы также на страницах священных книг, на листках с молитвами и т.д.
Источник:
Монгуш М.В. Ламаизм в Туве: Историко-этнографическое исследование. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1992. – 144 с.
Иллюстрация из всемирной сети интернет.