ХОЙТПАК

  • просмотры: 51 |
  • 25 | Апрель |2022

Представляет интерес вопрос о древности у кочевников напитка типа хойтпак. То, что он имеет у отдельных, даже соседних скотоводческих народов Центральной Азии и Южной Сибири различные названия, скорее свидетельствует о его сравнительно позднем распространении. Хойтпак неоднократно упоминается в тувинском эпосе, хотя сам по себе этот факт не может служить свидетельством большей древности хойтпака, поскольку целостное оформление эпоса произошло не ранее XVI-XVII вв.

Значительная часть хойтпака, когда он накапливался, перегонялась тувинцами в араку. Для ее приготовления хойтпак наливали в большой чугунный котел, установленный над очагом. На него ставили деревянный цилиндр (наподобие кадушки, но без дна) несколько меньшего диаметра, чем котел (у тувинцев западных районов он носит название шууруун, в других районах – бүлгээр, у кобдинских тувинцев – хуп). Щели между котлом и цилиндром закладывали тряпками, а иногда замазывали глиной. На бүлгээр устанавливали чугунный котел меньшего размера (чылапча), наполненный водой, которую по мере нагревания постоянно заменяли холодной. В бүлгээр имелось отверстие, через которое наклонно выводилась узкая дощечка шорга с продольным желобком (шууруун таалайы). Один конец ее опускался к ведерку для готовой араки, а другой, с широкой лопаточкой, был обращен внутрь бүлгээр. В процессе кипячения пары алкоголя поднимаются, конденсируются, охлаждаясь о металлическое дно верхней чаши, и капля за каплей падают на шорга, стекая в поставленный рядом сосуд. В нижнем котле во время перегонки на дно оседала жидкая творожистая масса пожа (божа), из которой затем, отделив сыворотку, получали сухой и твердый кислый творог – ааржы или курут.

Источник: Тюркские народы Восточной Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Алексеев; [сост. Д.А. Функ]; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2008. – 422 с. – (Народы и культуры).