Канун Шагаа

  • просмотры: 51 |
  • 12 | Январь |2023

Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года. Шагаа — Новый год по лунному календарю, праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.

Согласно традиционным представлениям тувинцев Шагаа являлся своеобразной временной границей между периодом зимы и наступлением лета. Каждый год после тяжелой зимы необходимо было проводить праздник, символизировавший начало новой жизни. Именно весной и в начале лета было жизненно необходимо вновь сотворить «свой маленький мир как реплику мифологического Первого мира», обозначить его границы, отделить от чужого пространства путем совершения жертвоприношения духам-хозяевам родных мест. Надо было восстановить миропорядок, все вокруг вернув в привычное русло.

Задолго до Шагаа начиналась тщательная подготовка. Новый год – праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключался, в первую очередь, в очищении. Люди выносили на чистый снег свои вещи, тщательно вытряхивали всю пыль, накопившуюся за год. Эта уборка, в которой участвовали все члены семьи, имела глубокий смысл. «Предновогодняя уборка жилищ, помимо чисто гигиенических и эстетических целей, имела магический смысл. Об этом свидетельствует и тот факт, что уборку старались проводить все вместе, весело. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям».

В бүдүү айы запрещалось проливать кровь животных, резать барана. Поэтому мясную пищу для Шагаа тувинцы заготавливали осенью, перед зимней перекочевкой. Данную традицию называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. Для Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова – пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем).

В этом году будуу айы будет длиться с 22-го января по 20 февраля.

Источник: Күжүгет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация, Красноярск, 2016г. – 320с.