ШАМАНСКИЕ КАМЛАНИЯ (ХАМ АЛГЫШТАРЫ)

  • просмотры: 51 |
  • 9 | Ноябрь |2021

Тувинцы верили в существование аза – злых духов, которые убивали людей и вызывали болезни. Только шаман, являясь посредником между сверхъестественными существами и людьми, обладает способностью общаться с духами, может их увидеть, победить в бою и возвратить душу больному. Духами – помощниками являлись ак ээрен и кыргыс ээрен. Через них осуществлялась связь с духами неба.
По поверью, существовал нижний мир. Главу подземного мира называли Эрлик (отсюда: Эрлик ораны – мир Эрлика). Шаманы происходят от шаманов-предков, духов земли и воды, злых духов, албысов и аза. Шаманы, ведущие происхождение от шаманов-предков, считались самыми сильными. Шаманы, происходившие от небожителей, воспевали все земное, подвластное им.
К помощи шаманов тувинцы прибегали в прошлом по самым разнообразным поводам, но чаще всего в случае болезни или на поминальных обрядах: на 7-й, или 49-й день. Считается, что между 7-м и 49-ми днями душа покойника выходит из тела, но еще не определившись, куда ей отправиться, витает все время рядом с юртой, где жила при жизни. На 49 сутки, по поверьям, происходит окончательный разрыв умершего с миром живых, и душа его уходит навсегда.

По сообщению великого шамана, Сарыглара Борбак-оола Дуктуг-ооловича: «Рядом с больным ставят ширээ, на который устанавливает сосуд с дымящимся можжевельником. Больного одевают в ритуальную одежду. Затем шаман совершает ритуальное оживление бубна на огне, беседует со своими духами-покровителями. После этого берет в руки бубен, колотушку и несколько раз ударяет ею по бубну. Одновременно он подпрыгивает, выкрикивая различные слова, подражая крику животного, кожей которого обтянут бубен. В течение всего сеанса камлания шаман перевоплощается то в ворона, то в кукушку, или в какое-нибудь другое животное, передавая их характерные черты с помощью мимики и жестов, или привлекает их в качестве своих помощников в борьбе со злыми духами, которые, по его мнению, отнимают душу больного. Выражая все в песенной форме, он пытается выяснить причины заболевания больного. В случае смерти больного он камлает для того, чтобы отогнать злых духов подальше, а добрых духов вселить в кого-нибудь из родственников умершего. В конце камлания шаман подбрасывает вверх колотушку и смотрит, как она упадет. Если орба (колотушка) падала лицом вверх, то это предвещало удачу, если вниз – неудачу».

Камлание для больного человека
(Аарыг кижиге хамнаары)

Аза, чаяан, сагыызыннар, оой оой!
Аза, чаяан, сагыызыннар, оой!
Ал-ла-бодум аъттаныптым,
Бараалгадым, ой,
Алдын хөлүм ээлери, оой.
Төлгечилер, төлгелеңер!
Төөгүзү тыва оран, оой!
Эрээн курттуң дою боор бе?
Эрлик черниң эргези бе? Оой
Аза черниң кыйгызы бе?
Черниң-сугнуң килеңи бе? Оой!
Чевег-хөөрнүң чексээ-ле бе?
Чамзаа-ла бе? Оой!
Кеңгиргелиг хелиңнерниң,
Оргумчулуг ламаларның
Эргининден болган-на бе?
Чүден болган? Оой!
Караңгының чуртундан бе?
Дуруяа куштуң үнүнден бе?
Дулгуяктың үнүнден бе? Оой!
Ылгалыңар, шылгалыңар, оой!
Азарганчыг аза, чаяан,
Сагыызыннар, оой!

Черт, мой дар, амулеты-хранители,
Черт, мой дар, амулеты-хранители, оой!
Я сам как есть отправляюсь верхом,
Представляюсь, чтобы послужить, ой,
Хозяева моего золотого озера, оой.
Гадальщики, погадайте!
Исконно тувинскя земля, оой,
Станет ли пишеством для разноцветных червей?
Подземного мира право ли? Оой!
Мира чертев зов ли это?
Земли-воды гнев ли? Оой!
Кладбищ-могил дух ли это?
Хозяев могил ли? Оой!
Монахов с барабанами,
Лам с оргумчу,
С порога получилось ли?
Отчего так получилось ли? Ой!
От страны ли тьмы?
От голоса журавля ли?
От голоса вдовы ли? Оой!
Отличитесь, отделитесь, оой!
Крохотный черт, дар мой,
Амулеты-хранители, оой!

Источник: Езулалдар-биле холбашкан шүлүк чогаалдары. Обрядовая поэзия. Автор-составитель З.К. Кыргыс. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2017 г.
Источник фото: Туваонлайн, Новые исследования Тувы.

#культуратувы #культурное_наследие #тыва_төп #йөрээлдер #традиции_обычаи