ЛЕГЕНДА О ПОЯВЛЕНИИ ИГИЛА

  • просмотры: 51 |
  • 14 | Декабрь |2021

Давным-давно жил-был Өскүс-оол с отцом преклонных лет и все его имущество состояло из трех коз. Ранней весной у нойона, подданным которого был Өскүс-оол, старая тощая кобыла ожеребилась и умерла от крайнего истощения. Жеребенка нойон приказал вывести в степь и бросить на съедение волкам, сказав, что он из-за одного жеребенка не обеднеет. Өскүс-оол пожалел жеребенка, забрал его к себе и вскормил молоком своих коз. Вырос великолепный сивый скакун с белой звездой на лбу. На скачках конь Өскүс-оола стал обгонять всех лошадей нойона и прославился на всю Туву. Нойон от злости и зависти приказал своим слугам убить коня Өскүс-оола, столкнув его с крутой отвесной скалы.

Өскүс-оол, нигде не найдя своего любимца, от усталости уснул, и снится ему его конь, говорящий человеческим голосом: «Мои останки найдешь под отвесной скалой. Череп мой подвесь на старую лиственницу, из древесины которой изготовишь музыкальный инструмент, который обтянешь кожей с морды, а струны натянешь из волоса моего хвоста. Когда заиграешь на этом инструменте, из верхнего (небесного) царства спустится к тебе мой двойник». Өскүс-оол все сделал так, как сказал ему конь во сне и начал играть. Он вспоминал своего коня, вспоминал, как он был маленьким жеребёнком и как он с ним играл, вспоминал, как они выигрывали скачки, играл и плакал, будто плакал и музыкальный инструмент вместе с ним. Гневался Өскүс-оол, вспоминая злого нойона, и вся его тоска и гнев находили выражение в его игре, поэтому говорят, что игил получился таким сложным инструментом, с большими выразительными возможностями.

Долго играл Өскүс-оол, долго его слушали люди и вместе ним смеялись и плакали, слушая его игру. Вдруг на вершине высокой горы как-будто раздвинулись облака и с небес спустился стройный сивый жеребец – точная копия его коня, да ещё не один, а с целым табуном лошадей черно-белой масти.

Эту сказку-легенду я слышала в детстве от бабушки (матери отца) (у нас говорят «эгил»-возвращайся). С тех пор, говорят, что тувинцы череп лошади не бросают на землю, а всегда подвешивают на дерево. Эта традиция сохранялась в Туве вплоть до 40-х годов.

Ондар Намчалмаа Калзановна, 1927 г. р.,
Сут-Хольский район, с. Ишкин.

#тыва #тыва_төп #легенды_мифы #центр_тувинской_культуры #традиции_обычаи