КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

  • просмотры: 51 |
  • 5 | Апрель |2022

Традиционные напевы тувинских колыбельных песен родственны речитациям, приуроченным к традиционному тувинскому скотоводческому обряду «мал алзыр» – приучения приплода овец, коз, коров, лошадей и верблюдов к своей, а иногда и к чужой матке. Тувинцы говорят, что издалека не отличишь: баюкают ли ребенка или приучают ягненка, козленка или теленка к чужой матке. Сходство это очень заметно при сравнении записей напевов обоих видов речитаций.

Колыбельные песни не поются ни при каких других обстоятельствах. Их поэтические тексты ограничиваются иногда только традиционным обращением к ребенку: «Өпей, өпей, өпей, сарыым» (“Баю, баю, мой маленький”). Но иногда после традиционного обращения к ребенку следует более развитый текст колыбельной песни.

Өпей, өпей, өпей, сарыым.
Удуй берем, өпей, сарыым.
Аяк долдур, эки чемнен,
Ыглаганмай ыжык карак,
Саңзарлыг-ла сарыгбайым
Саспыгыр-ла кызыл үгүм.

Усни-ка, баю, маленький.
Баю, баю, баю, маленький.
Полную чашу хорошо поешь,
Плакса с опухшими глазами,
Лохматая малышка моя,
Косматая красная совушка моя.

Сама колыбель, которой укачивают ребенка, свято почиталась тувинцами. Ее называли семейной колыбелью. Она передавалась по наследству от матери к дочери.

Укладывание новорожденного ребенка в колыбель сопровождалось традиционными ритуалами в Западной Туве: перед тем, как уложить ребенка на дно колыбели клали медвежью лапу (медведь почитался тувинцами в качестве тотемного предка), а к краю колыбели подвешивали завязанную в мешочек пуповину ребенка, отрезанную при его рождении. И то, и другое, по старинным народным верованиям, оберегало его от злых духов. Когда ребенок подрастал, мешочек с пуповиной снимали с колыбели и прятали.

Источник:
“Песенная культура тувинского народа”, Кыргыс З.К. Кызыл – 1992.
Дыртык-оол М.О., Дыртык-оол А.О. Коллекция колыбелей Национального музея Тувы как этнокультурное наследие тувинцев // Новые исследования Тувы. – 2019. – №2. – С. 95 – 104.