КТО В ААЛ ПОЙДЕТ – ЧАЙ ПЬЕТ, КТО В ЛЕС ПОЙДЕТ – СЕРУ ЖУЕТ

  • просмотры: 51 |
  • 5 | Апрель |2022

КТО В ААЛ ПОЙДЕТ – ЧАЙ ПЬЕТ, КТО В ЛЕС ПОЙДЕТ – СЕРУ ЖУЕТ

Угощая мясом гостей, строго придерживались сложившихся обычаев. Е.К. Яковлев писал: “Особенно у сойот соблюдается детально установленный церемониал подачи пищи… Первому, самому почетному гостю подносится… задняя часть барана с хвостовой частью… вторая часть по почету — грудина… третья – ребра… четвертая – лопатка”. По многим наблюдениям, курдюк – крестцовая кость овцы с жирным мясом (ужа) — считался наиболее предпочтительным у всех групп тувинцев.

В трапезе особое место занимало молоко. Его нельзя было проливать, а если это случалось, то пролитое молоко сразу же присыпали землей. Вечером его из юрты не выносили и вообще старались не отдавать из семьи (как и кисломолочную закваску для хойтпака). Любопытно, что в отношении других продуктов такого запрета не было. Но, если молоко все же приходилось отдавать, то обязательно сверху из посуды с ним отливали немного и для себя.

Араты непременно угощали любого гостя, приехавшего в аал и вошедшего в юрту: будь то особо почетный человек или случайный путник, он мог не сомневаться, что получит какую-то пищу, по крайней мере – чай, что отразили и тувинские поговорки, например: “Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар, арга кирген кижи саат дайнаар” (“Кто в аал пойдет – чай пьет, кто в лес пойдет – серу жует”).

Источник: Тюркские народы Восточной Сибири / отв. ред. Д.А. Функ, Н.А. Алексеев ; [сост. Д.А. Функ]; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН . – М. : Наука, 2008. – 422 с. – (Народы и культуры).

Изображение: «ДЕВУШКА С ПИАЛОЙ», ЧЕРЗИ ВЛАДИМИР, 1993. Скульптура «Девушка с пиалой». Тувинцы (ethnomuseum.ru)