Звучит душа народа

  • просмотры: 51 |
  • 23 | Январь |2023

⚡Молодой мастер Артыш Монгуш за несколько лет работы изучил тувинские национальные инструменты от и до. Из-под его рук вышли бызаанчы, дошпулууры, кенгирге и другие инструменты, в общей сложности более 200 штук. Его игил находится в резиденции Далай-ламы ХIV, а также в коллекции у знаменитого монгольского борца и суматори Асасёрю Дагвадоржа. В Центре тувинской культуры мастер обучает желающих изготавливать не только тувинские традиционные музыкальные инструменты, но и домашнюю утварь.

— Артыш Борбак-оолович, почему Вы выбрали именно эту профессию?
— Думаю, что большую роль сыграл мой учитель, знаменитый тувинский камнерез Владимир Шомбулович Салчак, у которого я учился после окончания школы. Сам я родом из Кызыл-Мажалыка. Дома у мастера был пятиструнный бызаанчы, на который я частенько поглядывал, мечтая сделать такой же. Он научил меня вырезать фигурки животных из дерева и камня. Именно тогда я понял, что это мое призвание, и решил получить профессиональное образование, поступив в Кызылское училище искусств. В качестве дипломной работы в 2004 году изготовил пять национальных инструментов: игил, дошпулуур, бызаанчы, дунгур и кенгирге, хотя достаточно было одного.

— Это были первые ваши работы?
— Да. Мне сказали, что сейчас они хранятся в золотом фонде колледжа. Кстати, лиственницу для игила я нашел во время проведения фестиваля «Устуу-Хурээ», в котором участвовал от Союза художников Тувы.
— Где сегодня берете материал для изготовления?
— В основном, это деревья, которых принесло течением к берегу, скорее всего, из Тоджи. Хорошо обсушиваем их, так как именно от этого зависит звучание будущего инструмента. Берём северную сторону лиственницы, потому что там мало сучков, и она достаточно гладкая. Это дерево отлично сохраняет акустические качества и стабильную структуру.

— А сколько времени уходит на изготовление одноного инструмента? И какой сложнее сделать?
— Трудности встречаются при изготовлении любого инструмента. Например, один инструмент сложно выточить, а на другой — натянуть струны. Вот бызаанчы делать труднее, так как он имеет целых четыре струны и много деталей. Если заниматься только изготовлением и ничем другим, то на один инструмент уйдет полмесяца. И это только до установки струн. У меня так не получается, так как есть основная работа, поэтому заказчики могут ждать порой до года. Струны делаем в основном из тонкой лески или жилки. По мне самая лучшая струна – это конский волос, но она часто рвется из-за интенсивного использования музыкантами.

Вообще дерево очень хрупкий материал, если сломаешь, то уже невозможно дальше работать, придётся начинать заново. Сейчас мастера делают даже съёмную голову лошади, чтобы игил было удобно использовать в поездках. Тувинские национальные инструменты — это не застывшие предметы, а постоянно меняющиеся и трансформирующиеся.

Источник: “Тувинская правда” №29 от 27 апреля 2022 г. Автор статьи Юлия Сат.